Адрес456508, Челябинская область, Сосновский, Теченский, Школьная, 17

Контакты
Loading...

Школьный спортивный клуб

Информация по созданию школьного спортивного клуба. Читать

Клуб является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей и задач, указанных в его уставе. Проблемы организации школьного спортивного клуба и его становления всегда волновала и представляла определенную сложность, как для администрации школ, так и для педагогов по физической культуре.

Интерес к этой проблеме и в настоящее время очень высок, это объясняется общественными потребностями, и, прежде всего, потребностью общества в развитии физически здоровой и творческой личности, чтобы обучающиеся имели полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом не только через урочную, но и внеурочную деятельность.

В настоящее время ФГОС предусматривает организацию внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и одной из форм ее реализации стали школьные спортивные клубы, которым Минобрнауки России отводит значительное место, и которые призваны осуществлять работу:

•              по пропаганде здорового образа жизни;

•              привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, общефизической подготовке;

•              организации занятий по видам спорта на уровне начальной подготовки;

•              проведению физкультурных и спортивных мероприятий;

•              подготовке к участию школьных команд в официальных соревнованиях различного уровня.

Существует достаточно много школ, в которых уже работает какое-то количество спортивных секций, но все это вместе не оформлено в виде самостоятельного и полноценного ШСК. Также необходимо выделить основные проблемы, которые являются  препятствием развитию школьных клубов, так как сильно ограничены в своих предложениях по видам спорта из-за слабой спортивной инфраструктуры, отсутствием конкретной материально-технической базы, недостаточной проработанности нормативно-правовых вопросов и учебно-методической литературы по созданию, организации и функционированию ШСК.

Необходимо предлагать школе вариативные модели развития ШСК и организации работы их руководителей. Очень часто набор видов спорта зависит не только от возможностей спортивной базы школы, но и от спортивной специализации самих школьных учителей физкультуры. Необходимо сделать максимально доступными занятия привлекательными видами спорта в ШСК для всех желающих школьников. Важно руководствоваться принципом: «ШСК – это не только сборные команд школы, но и возможность всем  и каждому стать его участником и создателем». 

Целью организации школьного спортивного клуба должно стать оздоровление обучающихся через организацию внеурочной деятельности, повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение детей к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости.

Основными  задачами современного спортивного клуба будут:

  • создание условий для привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных учащимися на уроках физической культуры;
  • воспитание у школьников общественной активности;
  • профилактика ассоциальных проявлений;
  • выработка потребности к здоровому образу жизни;
  • проведение внутришкольных соревнований;
  • проведение физкультурно-спортивных праздников и турниров.
  1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА
  2. Исторические сведения  создания спортивных  клубов в России

Идея создания спортивных  клубов в  России - пришла к нам из западной системы образования, где она успешно функционирует уже много десятилетий и является определяющей в области привлечения к здоровому образу жизни, создания привычки к постоянным занятиям физическими упражнениями.

Спортивные клубы в России имеют длитель­ную историю и прошли в своем развитии несколько этапов. В досоци­алистической России спортивные клубы создавались преимущественно по территориальному принципу и были основной формой первичных спортивных организаций.

Еще до 1917 г. существовали спортивные клубы хоккея, футбола, борьбы. Они организовывались по территориальному признаку, входили туда достаточно обеспеченные люди. После Революции «буржуазные» клубы закрылись, но на фабриках и заводах стали создаваться физкультурные коллективы, которые явились прообразом спортивных клубов. В 60-е годы прошлого века спортивные клубы начали свое возрождение. Они создавались в основном на предприятиях, в воинских подразделениях, учебных заведениях. Позже клубы стали создаваться и по видовому признаку (подразумевается вид спорта, который представляет данный клуб).

С экономической точки зрения спортивные клубы бывают любительскими и коммерческими. Одни предоставляют помещения для оздоровительных занятий спортом всем желающим за определенную плату, а другие имеют профессиональную спортивную направленность по видам игр.

К 1980 году за высокие показатели в работе из 218, 9 тыс. имевшихся в стране коллективов физической культуры почетное звание "Спортивный клуб" было при­своено 313 физкультурным организациям предприятий, 243 средним физкультурным учебным заведениям и 30 колхозам и совхозам.

Сло­жившаяся в социалистической России традиция создавать и организовывать работу спортивных клубов в основном по произ­водственному принципу — на предприятиях, в учреждениях и орга­низациях, продолжает действовать и сейчас, хотя и со значительны­ми издержками.

Школьный спортивный клуб – это совсем новое для нашей страны начинание. Министерство образования и науки, а также министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации еще 2011 году создали положение и предоставили рекомендации по модернизации системы физического воспитания в образовательных учреждениях.  В частности, создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений.

Правительственные планы предполагают, что спортивные клубы в школах начнут активную работу, уже начиная с 2011-2012 года в целях реализации данной Стратегии на период до 2020 года, целью которой является развитие детско-юношеского спорта в общеобразовательных учреждениях, а также приобщение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Девиз направления «От здорового образа жизни к спорту высших достижений!».

1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

При создании физкультурно-спортивных клубов следует исходить из положений Федерального закона "Об общественных объединениях". Право гражданина на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей в области физической культуры и спорта. Создаваемые гражданами физкультурно-спортивные клубы регистрируются в порядке, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом, и приобретают права юридического лица либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В августе 2011 года в субъекты РФ были разработаны методические рекомендации по созданию и организации школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях (письмо от 10.08.2011 Минобрнауки России № МД/1077/19 и Минспорттуризма России № НП0207/4568). 

С 1 января 2012 года  вступил в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 года  № 329ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, предусматривающий возможность создания в учреждениях общего образования школьных спортивных клубов, не являющихся юридическими лицами, в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта.

В сентябре 2013 года вышел Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2013 г. № 1065.

Поэтому при создании Клуба организаторы должны руководствоваться:

  • законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012; федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ в ред. от 25.12.2012 года;
  • методическими рекомендациями министерства образования и науки Российской Федерации и министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011 г. № МД-1077/19 (НП-02-07/4568);
  • распоряжением правительства Российской Федерации «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 7 августа 2009 года № 1101;
  • «Концепция развития физической культуры и спорта в системе департамента образования города Москвы на среднесрочный период (2012- 2016 г.г.)»;
  • типовым положением «О физическом воспитании детей и учащихся в образовательных учреждениях города Москвы»;
  • рекомендациями утвержденные Управлением развития физической культуры Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму «Рекомендации по созданию и деятельности физкультурно-спортивных клубов» от16 мая 2001 г.

Существует рекомендуемый перечень локальных актов клуба:

  • Положение (устав) Клуба.
  • Приказ по школе о создании Клуба.
  • Должные инструкции руководителя Клуба, педагогов дополнительного образования (инструкторов по физической культуре).
  • Расписание занятий.
  • Списочный состав членов Клуба.
  • Списки воспитанников спортсменов-разрядников.
  • Журналы групп, занимающихся в спортивных секциях.
  • Положение о Совете (Активе) Клуба.
  • Списочный состав Совета (Актива) Клуба.
  • Протоколы заседания Совета (Актива) Клуба.
  • Списочный состав физоргов.
  • Календарный план спортивно-массовой работы на год.
  • Положения о проведении спортивно-массовых мероприятий (соревнований, праздники, Акции и др.).
  • Протоколы соревнований.
  • Программы дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности.
  • Учебные планы к программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
  • Инструкции по охране труда.
  • Правила по технике безопасности при проведении занятий физкультурно-спортивной направленности и спортивно-массовых мероприятий.
  • Отчеты о проведении спортивно-массовых мероприятий (соревнований, праздники, Акции и др.)
  • Контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке, протоколы и графики проведения испытаний по ним.
  • Результаты и итоги участия в соревнованиях школы, района, округа и т.д.
  • Копии годовых отчетов о проделанной работе.

Для открытия спортивного клуба в структуре образовательной организации необходимо:

  • наличие материально-технической спортивной базы (спортивные залы, тренажерные залы, спортивные площадки и т.д.);
  • оснащение спортивным инвентарем и оборудованием;
  • наличие квалифицированных кадров;
  • наличие не менее 2-х спортивных секций по видам спорта;
  • активное участие обучающихся в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях различного уровня.

При создании клуба на базе школы,  основной целью которого должно стать повышение  уровня физического и духовного развития, решая частные задачи по оздоровлению, приобщение детей к здоровому образу жизни, снижение  уровня заболеваемости и конечно повышению  образованности подрастающего поколения. При создании физкультурно-спортивных клубов следует исходить из положений Федерального закона "Об общественных объединениях», который включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей в области физической культуры и спорта.

1.3. Структура создания школьного спортивного клуба

Алгоритм действий образовательного учреждения по созданию школьного спортивного клуба может быть следующий:

1. Ознакомление с материалами по созданию школьного спортивного клуба (далее ШСК).

2. Формирование рабочей группы по созданию ШСК.

3. Разработка Положения о ШСК.

4. Назначение руководителя ШСК на основании Положения о ШСК.

5. Издание приказа по учреждению об открытии ШСК. 

6. Разработка и принятие Положения о Совете ШСК. 

7. Выбор членов Совета ШСК из числа:

•    учащихся;

•    сотрудников;

•    родителей и заинтересованной общественности.

8. Утверждение состава Совета школьного спортивного клуба на общем собрании членов ШСК.

9. Организация работы школьного спортивного клуба, разработка и создание рабочих локальных нормативных документов: Устав ШСК, годовой план, программа, расписание занятий, протоколы собраний, соревнований и других мероприятий, инструкции по охране труда и технике безопасности и другие необходимые для работы клуба документы.

10. Создание  информационного пространства (сайт клуба, веб-страницу на сайте организации, информационный стенд) на котором будет освещаться организационная работа по созданию клуба, а в дальнейшем отражаться вся деятельность «Спортивного клуба»;

11. Проведение  общего собрания, на котором избирается состав Совета спортивного клуба.

Высшим руководящим органом Клуба является общее собрание представителей классов, групп, секций.

  • Общее собрание созывается не реже 1 раза в год.
  • Общее собрание избирает председателя клуба, совет клуба и распределяет обязанности членов совета.
  • Председатель Клуба действует от имени Клуба по согласованию с Советом Клуба.
  • Председатель и совет Клуба избираются сроком на 1 год.
  • Общее собрание членов Клуба решает следующие вопросы: принятие положения о Клубе, внесение в него изменений и дополнений, избрание председателя Клуба и членов Совета Клуба и др.
  • Собрание правомочно, если на его заседании присутствует не менее 2/3 от общего числа представителей. Решение собрания принимается простым большинством голосов классов, групп, путем поднятия руки.
  • К компетенции Совета Клуба относится управление текущей деятельности клуба в период между общим собранием.

Направления деятельности клуба

Созданный при клубе  актив, должен вести  активную  работу по оздоровлению контингента учащихся школы. Между членами Клуба должны быть распределены обязанности, которые  будут способствовать более качественному проведению различных соревнований, судейства, написанию совместных сценариев для праздников, встреч с родителями, обсуждению вопросов их участия в соревнованиях. 

У клуба должен быть разработан свой устав,  своя символика и атрибуты.

В работу клуба,  должны войти:

  • учебно-тренировочные занятия по видам спорта;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • проведение конкурсов, викторин, турниров, олимпиад с целью выявления юных дарований;
  • проведение  специализированной подготовки сборных  команд для участия в городских, региональных и всероссийских соревнованиях и фестивалях;
  • организация  подготовки физически одаренных школьников к предметной олимпиаде по физической культуре  и сдаче норм ГТО.

Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности.

В сферу клубной деятельности входит организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, подготовка и формирование команд по видам спорта, участие их в соревнованиях разного уровня (муниципального, окружного, городского, Всероссийского), пропаганда основных идей физической культуры, спорта, здорового образа жизни.

В своей деятельности Совет клуба:

  • организует работу клуба в соответствии с настоящим положением и указаниями физкультурно-спортивных организаций УО;
  • организует работу спортивных и туристических секций, кружков общей физической подготовки, судейских коллегий;
  • руководит подготовкой команд по различным видам спорта, обеспечивает их участие в соревнованиях, проводимых районными и краевыми физкультурно-спортивными организациями;
  • проводит спартакиады, спортивные соревнования и праздники в школе, организует походы;
  • организует соревнования на лучшую постановку массовой физкультурной и спортивной работы между классами и подводит их итоги;
  • организует участие членов клуба в строительстве, ремонте и благоустройстве спортивных сооружений  школы;
  • отчитывается один раз в году перед конференцией представителей спорторгов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в классах.

Устав клуба должен предусматривать:

1) название, цели клуба, его организационно-правовую форму;

2) структуру клуба, руководящие и контрольно-ревизионные органы клуба, территорию, в пределах которой данный клуб осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в клубе, права и обязанности членов данного клуба (только для клуба, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов клуба, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения дополнений и изменений в устав клуба;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества клуба, права клуба и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации клуба.

Устав клуба может содержать описание символики данного объединения.

1.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГОСПОРТИВНОГО КЛУБА

В организационную структуру  ШСК должны входить следующие направления деятельности: 

  • организационно-педагогическая;
  •  физкультурно-оздоровительная;
  •  спортивно-массовая;
  • воспитательная  и социальная;
  •  информационно-пропагандистская;
  • финансово-хозяйственная;
  • педагогический и врачебный контроль.

Организационно-педагогическая работа

Эффективному включению школьников в физкультурно-спортивную деятельность, приобщению их к ценностям данной сферы способствует совместная деятельность, как со своими сверстниками, так и с учителями, родителями, тренерами и т.д.

Создание спортивного клуба является одной из форм перехода от строго регламентированного, авторитарного воспитания к воспитанию свободному, гуманистическому, когда у школьника появляются добровольный выбор форм деятельности, возможность проявления инициативы и творчества.

Организационно-педагогические условия становления спортивного клуба в общеобразовательном учреждении включают в себя:

  • модель спортивного клуба, как составную часть воспитательной системы школы;
  • индивидуальные и коллективные потребности и интересы школьников в физкультурно-спортивной деятельности;
  • побуждение к сплоченности физкультурно-спортивного актива, как основы управления и самоуправления спортивным клубом на основе устава;
  • содержание физкультурно-спортивной работы как системообразующий вид деятельности и общения школьников;
  • активность и согласованность в организации физкультурно-спортивной деятельности школьников, учителей и родителей;
  • оптимизация организационной структуры клуба с эффективными внутренними и внешними связями.

В деятельность по организации педагогических условий становления спортивного клуба в общеобразовательном учреждении является:

•    педагогическое просвещение учащихся, учителей и родителей о роли физической культуры и ее месте в образе жизни человека;

•    вовлечение учащихся, учителей, родителей в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности, воспитательные мероприятия;

•    педагогическая поддержка становления клубной спортивной деятельности в школе ориентированной на формирование ценностного отношения к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни.

Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурно-оздоровительная работаклуба включает в себя:

  • Организациюежедневной утренней гимнастики, как в помещении, так и на открытом воздухе (в течение года).
  • В дни школьных каникул, а также в выходные дни организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  • Организацию оздоровительных и закаливающих мероприятий в летнее время.
  • Проведение массовых подвижных игр, соревнований «Веселые старты» на детских площадках в дни школьных каникул.
  • Еженедельное проведение на детских площадках спортивных развлечений с участием актива из числа старшеклассников.
  • Организация туристических походов, походов выходного дня членами туристской секции, родителями.

Спортивно-массовая работа

         Спортивно-массовая работа включает:

  • Набор и комплектование спортивных секций по: лыжным гонкам, ОФП, волейболу, баскетболу, гимнастике, шахматам и шашкам, туризму и др.
  • Создание команд по трем возрастным группам (младшая, средняя, старшая).
  • Назначение тренеров-общественников в игровые команды, заключение договоров.
  • Организацию систематической тренировочной работы спортивных секций и команд (расписание занятий на год).
  • Проведение зимней спартакиады по разным видам спорта: хоккею, футболу на снегу, лыжным гонкам, конькам, стрельбе.
  • Проведение летней спартакиады среди спортивных площадок по разным видам спорта: футболу, легкой атлетике, плаванию, бадминтону, волейболу, настольному теннису, легкоатлетическому кроссу, русской лапте.
  • Участие в соревнованиях разных уровней (согласно календарю спортивных соревнований).

Воспитательная и социальная работа

Воспитательная и социальная работа имеет следующие направления:

  • Обеспечение участия членов спортивного клуба в общественно полезном труде по благоустройству микрорайона, спортивных площадок.
  • Посещение семей детей и подростков, проведение собраний с родителями по вопросам физической культуры и спорта, воспитания и социализации.
  • Организацию контроля за текущей учебой и успеваемостью школьников в течение учебного года.
  • Организацию культурно-массовых мероприятий (экскурсии, посещение спортивных соревнований, просмотры художественных фильмов, участие в вечерах художественной самодеятельности и т. д.).

Информационно-пропагандистская работа

  • Оформление помещения клуба, детских площадок наглядной агитацией.
  • Организацию занятий, лекториев при клубе по темам: «История современных олимпийских игр», «Наш друг спорт», «Наши олимпийцы».
  • Оформление в клубе, на спортивных площадках стендов на спортивную тематику: «Российские спортсмены - чемпионы зимних и летних олимпийских игр» и др.
  • Создание и введение на сайте ОУ страницы, отражающей деятельность школьного спортивного клуба.

Финансово-хозяйственная часть работы

Образовательная организация обязана создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу:

  • спортивные объекты, оборудование и инвентарь;
  • призы, наградные материалы;
  • спортивные площадки.

В деятельность клуба должны войти: своевременное проведение ремонта спортивного зала и сооружения, лыжной и инвентарной комнаты, обустройство тренажерного зала, обеспечение финансирования деятельности клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительными источниками финансовых средств могут быть добровольные пожертвования в фонд клуба, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.

Клуб имеет право устанавливать членские взносы, членов клуба, в сумме утвержденной собранием Клуба, разовые взносы, которые используются для приобретения грамот, дипломов, сувениров и хозинвентаря, необходимого для организации клубных соревнований, конкурсов, праздников спорта, а также распоряжаться средствами, поступившими от спонсоров и инвесторов.В этом случае общим собранием представителей клуба избирается казначей и ревизионная комиссия в количестве 3-5 человек, которая обеспечивает правильность расходования средств Клуба.

Клуб для организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий, проведения консультаций, соревнований, физкультурно-спортивных праздников и других мероприятий использует:

  • спортивные сооружения организаций, на базе которых создан клуб;
  • парки культуры, городские и загородные зоны массового отдыха, лесные массивы, естественные водоемы;
  • туристские маршруты, физкультурно-оздоровительные и спортивно-игровые площадки массового пользования;

Приобретение спортивной формы, инвентаря индивидуального и коллективного пользования осуществляется за счет средств занимающихся, учредителей, спонсоров и средств клуба.

Педагогический и врачебный контроль

В клубе организовывается и устанавливается постоянный врачебный контроль над всеми занимающимися. Контроль осуществляется медицинскими работниками образовательной организации.

В систему работы клуба должен войти педагогический контроль состоящий из: мониторингов состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, которые будут аккумулировать информацию, и анализировать результаты деятельности Клуба.

Школьный спортивный клуб МОУ "Теченская СОШ"

13.12.2019